Первоначальным устройством для отвода выхлопных газов и снижения уровня шума от работы двигателя внутреннего сгорания стал глушитель. Однако с развитием автомобилестроения, повышения притязаний автовладельцев к комфорту, а со стороны регулирующих организаций к экологической стороне вопроса, были придуманы и инсталлированы в систему газоотвода такие узлы как резонатор, пламегаситель или катализатор и сажевый фильтр.

Т.к. работа выхлопного тракта сопряжена с высокой температурой и факторами внешней среды, то периодически глушитель требует ремонтных работ по замене гофры, части тракта, банки глушителя или креплений глушителя. Катализатор же, по сути, является «фильтром». Он дожигает несгоревшие токсичные примеси в отработанных газах и приводит их в норму. Поэтому нередко, при использовании некачественного топлива, катализатор забивается и на выходе – потеря мощности автомобиля. Выход – убрать этот элемент из тракта с последующей адаптацией блока управления двигателем. Пламегаситель, используемый в основном на старых авто и автомобилях отечественного производства таких проблем не имеет, но и в спасение природы никакого вклада не привносит.

Сажевый фильтр устанавливается в дизельные автомобили. Служит для уменьшения в составе отработанных газов сажи, которой содержится много после сжигания дизтоплива. И т.к. это фильтр, то как следствие нуждается в замене (или удалении). Как скоро это потребуется? Все зависит от качества топлива и характера езды. При использовании низкокачественного дизтоплива, в котором сажи на порядки больше, чем в качественном топливе, засорение происходит в разы быстрее. Так же на темпы засорения влияет температура выхлопных газов. И если она недостаточно высокая (около 600 градусов), то так же происходит быстрое засорение фильтра. Как правило, это бывает из-за невысокой скорости передвижения (в нашей стране как раз такие ограничения скорости) или простоя в пробках, что довольно часто случается в больших городах. В этом случае фильтр так же подвергается замене или удалению, опять же не во благо экологии, с последующей адаптацией блока управления двигателем.